Перейти к основному содержанию

Диагностика готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе/ссузе

Диагностика готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе/ссузе предполагает изучение психологических особенностей студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности. 

Определение готовности первокурсников включает в себя:

  • диагностику мотивационного компонента по методике С.А. Пакулиной, С.М. Кетько1, адаптированной и модифицированной для студентов всех профилей подготовки
  • диагностику когнитивного компонента с помощью теста интеллекта Р. Амтхауэра2 (вербальный, математический и пространственный интеллект)
  • диагностику личностного компонента с использованием пятифакторного личностного опросника3 (оценка степени выраженности личностных качеств по пяти факторам: интроверсия — экстраверсия; эмоциональная устойчивость — нейротизм; закрытость новому опыту — открытость; несобранность — сознательность; враждебность — доброжелательность)

С целью оптимизации процедуры тестирования образовательная организация может самостоятельно выбрать методики диагностики определенных компонентов готовности. 

Формы представления результатов:

  • диаграмма уровня развития мотивации к обучению
  • индивидуальный профиль интеллекта первокурсника
  • диаграмма выраженности свойств личности и черт характера

Результаты диагностики готовности студентов первого курса предназначены:

  • психологам психологических служб образовательных организаций
  • кураторам академических групп
  • специалистам отделов по воспитательной работе в вузе/ ссузе
  • заведующим кафедрами и деканам

По итогам диагностики в целях успешного обучения для студентов первого курса могут быть организованы:

  • социально-психологические тренинги
  • индивидуальные психологические консультации
  • дополнительные учебные занятия
________________________________

Кетько С. М., Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 1 . — Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n1/26655.shtml, свободный.

2 Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков : Изд-во Псков. обл. ин-та усоверш. учителей, 1994. — С. 153—179 (тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра — ТСИ, форма А).
Тест умственных способностей (ТУС) / И. Г. Сенин, О. В. Сорокина, В. И. Чирков (авторы адаптации). — Ярославль : Психодиагностика, 1996. — 18 с.
Туник Е. Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. — СПб. : Речь, 2009. — 96 с. 
Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)   : метод. руководство. — СПб. : ИМАТОН, 2002. — 80 с.

Г рецов А. Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. — СПб. : Питер, 2012. — 201 с. 
Грецов А. Г., Попова Е. Г. Выбери профессию сам. Практикум : информационно-методические материалы для подростков. — СПб. : СПбНИИ физической культуры,   2005. — 36 с. 
Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт : психологический практикум. — СПб. : Речь, 2002. — 480 с.