Диагностика готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе/ссузе предполагает изучение психологических особенностей студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Определение готовности первокурсников включает в себя:
- диагностику мотивационного компонента по методике С.А. Пакулиной, С.М. Кетько1, адаптированной и модифицированной для студентов всех профилей подготовки
- диагностику когнитивного компонента с помощью теста интеллекта Р. Амтхауэра2 (вербальный, математический и пространственный интеллект)
- диагностику личностного компонента с использованием пятифакторного личностного опросника3 (оценка степени выраженности личностных качеств по пяти факторам: интроверсия — экстраверсия; эмоциональная устойчивость — нейротизм; закрытость новому опыту — открытость; несобранность — сознательность; враждебность — доброжелательность)
С целью оптимизации процедуры тестирования образовательная организация может самостоятельно выбрать методики диагностики определенных компонентов готовности.
Формы представления результатов:
- диаграмма уровня развития мотивации к обучению
- индивидуальный профиль интеллекта первокурсника
- диаграмма выраженности свойств личности и черт характера
Результаты диагностики готовности студентов первого курса предназначены:
- психологам психологических служб образовательных организаций
- кураторам академических групп
- специалистам отделов по воспитательной работе в вузе/ ссузе
- заведующим кафедрами и деканам
По итогам диагностики в целях успешного обучения для студентов первого курса могут быть организованы:
- социально-психологические тренинги
- индивидуальные психологические консультации
- дополнительные учебные занятия
1 Кетько С. М., Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 1 . — Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n1/26655.shtml, свободный.
2 Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков : Изд-во Псков. обл. ин-та усоверш. учителей, 1994. — С. 153—179 (тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра — ТСИ, форма А).
Тест умственных способностей (ТУС) / И. Г. Сенин, О. В. Сорокина, В. И. Чирков (авторы адаптации). — Ярославль : Психодиагностика, 1996. — 18 с.
Туник Е. Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. — СПб. : Речь, 2009. — 96 с.
Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST) : метод. руководство. — СПб. : ИМАТОН, 2002. — 80 с.
3 Г рецов А. Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. — СПб. : Питер, 2012. — 201 с.
Грецов А. Г., Попова Е. Г. Выбери профессию сам. Практикум : информационно-методические материалы для подростков. — СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2005. — 36 с.
Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт : психологический практикум. — СПб. : Речь, 2002. — 480 с.